Закон как инструмент развития бизнеса

Закон как инструмент развития бизнеса.  Опыт развития игорного бизнеса в некоторых странах постсоветского пространства.

Вот уже несколько лет украинский игорный бизнес  ожидает легализации. Многие потенциальные инвесторы, операторы и просто участники бизнеса внимательно изучают все возможные законопроекты, о которых было заявлено в Украине. От условий, которые будут описаны и приняты законом, зависят ответы на простые вопросы: Эффективен ли будет закон в вопросе вывода бизнеса из тени? Станет ли закон инструментом привлечения инвестиций в бизнес? В каком направлении и насколько масштабно будет развиваться Игорный Бизнес в Украине?

Нужно отметить очевидный факт, что страны постсоветского пространства, не имея университетов игорного бизнеса, при разработке законопроектов в основном опираются на аналогичный опыт зарубежных стран. Но не всегда, как показывает практика, этот опыт приносит ожидаемые результаты в условиях стран постсоветского пространства, где еще не искоренена коррупционная составляющая, где существует особая ментальная составляющая в поведении участников рынка. Разрабатывая закон об игорном бизнесе в Украине сегодня,  дальновидно и разумно  учитывать опыт не только зарубежных стран, но и опыт стран постсоветского пространства  в период 2006 -2017 гг.  Понимая, что сегодня все устали от неконструктивной критики, предлагаю сделать  акценты на  конкретных  фактах из опыта развития игорного бизнеса в некоторых странах постсоветского пространства.  

Привлечение инвестиций в игорный бизнес Грузии.

В Грузии привлечению инвесторов в игорный рынок предшествовали конкретные целенаправленные шаги со стороны государственных органов. Первым таким шагом стало  решение возвести развитие туризма в стране в приоритет. Дальнейшее развитие событий можно ставить в качестве примера того, как комплексный и гибкий подход способствует развитию той или иной сферы. Создав благоприятную инвестиционную среду, например, в Аджарии, правительство Грузии смогло привлечь международные отельные бренды, что послужило развитием инфраструктуры города-курорта Батуми. Следующим шагом было решение о необходимости привлечения в Батуми игорного бизнеса. Учитывая близость города от границы с Турцией и запрет игорного бизнеса в этой стране, развитие игорного бизнеса в Батуми позволило привлекать туристов  круглогодично. Этот факт, в свою очередь, дал возможность зарабатывать гостиницам и вне туристического сезона.

С целью привлечения инвесторов в игорную индустрию Аджарии были задействованы следующие инструменты в законе:

Стоимость лицензии на открытие казино в городах Батуми, Боржоми и Кобулети по отношению стоимости лицензии на открытие казино в Тбилиси уменьшили в 20(!) раз. Таким образом, если в Тбилиси получатель лицензии ежегодно платит  около 2.1 млн. долларов, то годовая стоимость лицензии в  этих городах составляет  около 105 тыс. долларов.  Более того, если казино в этих городах открывается в отеле с номерным фондом от 100 номеров – получатель лицензии  освобождается от оплаты на 10 лет. 

Свободная экономическая зона Кобулети, расположенная рядом с Батуми, привлекает инвесторов тем, что им предлагают земли за символическую цену и низкую налоговую нагрузку. В таких городах, как Казбеги, Цхалтубо и Сигнахи разрешение на открытие казино выдаётся бесплатно.

Результат: если в Тбилиси до 2006 года функционировало официально около 18 казино, после удорожания стоимости лицензии количество казино в Тбилиси сократилось.  На протяжении всех последних лет количество казино в Тбилиси не превышало трёх. На этом фоне можно отметить качественное развитие туристической и игорной сферы в Батуми, где уже к концу 2016 года функционирует 9 казино и в процессе строительства 4 крупных объекта. Основной целевой аудиторией казино Батуми стали, как и ожидалось,  туристы из соседней Турции. Развитие инфраструктуры города-курорта Батуми за последнее десятилетие впечатляет. А цифры частных инвестиций на 2015 год подтверждают эффективность выбранного направления: по официальным данным объём частных инвестиций в 2015 году в сектор туризма составил 33% от общего объёма инвестиций, что уступило только сектору энергетики (41%) и превысило показания сектора строительства (23%).

Для справки:

На основании анализа 2015 года годовой валовый доход среднестатистического казино в Батуми превышает минимум в 3 раза годовой валовый доход потенциального среднестатистического казино в Украине.

Игорные зоны России и Казахстана.

В 2006 году (вступил в силу с 1 января 2007 года) в России был принят закон о выносе игорного бизнеса в специально отведённые игорные зоны с 1 июля 2009 года. Изначально было определено 4 зоны: «Азов-Сити» (Краснодарский Край), «Сибирская монета» (Алтайский край), «Приморье» (Приморский край) и «Янтарная» (Калининградская область).  Все игорные зоны  примечательны своей удаленностью от цивилизации, включая отсутствие развитой инфраструктуры, находясь в удалении от городов. Ожидалось, что инвесторы (в том числе  владельцы  московских казино, столица  по праву считалась центром игорного бизнеса России до 2009г), примут активное участие в развитии игорных зон, параллельно развивая инфраструктуру отдалённых поселений. Лицензия по закону не требовала существенных затрат (госпошлина 10.000 рублей), выдаваясь без ограничения срока действия (до момента ликвидации соответствующей игорной зоны), но  чистые активы в течение всего периода осуществления деятельности для организатора азартных игр в казино и  залах игровых автоматов установлены в размере 600 млн.  рублей (на сегодня около 10.5 мил. долларов). На практике: в 2010 году открылась только «Азов-Сити» ( январь 2010 г –казино «Оракул»,  октябрь 2010 г –казино «Шамбала»).   На данный период  это самая развитая игорная зона России. 4 казино, инвестируемые двумя компаниями. Второй заявила о себе  «Сибирская Монета» в Алтайском крае. В 2014году открылось первое и единственное пока  официальное казино в этом крае «Altai Palace». В 2015 году открылось первое казино в  «Приморье» (Приморский край) -  казино «Tigre de Cristal».  Первый объект игорной зоны «Янтарная», зал игровых автоматов «Magic Crystal», был открыт в апреле 2016 года,  и только в 2017 открылось единственное казино в этой же игорной зоне Калининградской области. В отличие от вышеперечисленных игорных зон, игорная зона «Красная Поляна» в Сочи была создана после принятия закона в 2014 году и первое казино «Sochi Casino&Resort» открылось  уже в конце 2016 года на территории бывшего олимпийского комплекса.  Одной из причин скорого открытия стал факт более привлекательной  «географии» и более подготовленной «почвы».

Итак, после принятия закона в 2006 году прошло более 10 лет, а мы рассматриваем в рамках действующих объектов легального игорного бизнеса на территории игорных зон России единичные казино, многие из которых открыты после 2014 года. Очевиден факт, что  идея «российских Вегасов»  в  рамках игорных зон в России является,  как минимум,  гораздо более долгосрочным проектом, чем ожидалось.

В контексте о  развитии туристической отрасли игорных зон России рано делать выводы об успехах в этом направлении в игорных зонах Сочи и Калининградской области. Только «Приморье»  может сегодня заявить о развитии джанкет-туризма и привлечении  достойного количества иностранных гостей (из Китая). Что касается, «Азов-Сити» и «Сибирской Монеты», то радиус охвата их основной целевой аудитории составляет не  более 500км.

Для справки:

В Лас-Вегасе выдано около 75 лицензий. Ежегодно принимает около 40 млн. туристов.

В Макао, где функционирует выделенная игорная зона, привлеченные инвесторы вкладывали деньги только непосредственно в игорные заведения. Вся окружающая инфраструктура (аэропорты, дороги, причалы и другое) строилась за счет средств государства, инвестировавшего в развитие этой зоны десятки миллиардов долларов из государственного бюджета.

Вслед за Россией в начале 2007 года решение о выносе казино и залов игровых автоматов в пределы двух территорий было принято в Казахстане.  Так образовался современный «Каз-Вегас» в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и открыт один комплекс

в Боровом (Щучинский район Акмолинской области). Если развитие игорного бизнеса в Боровом (расположен на расстоянии 250 км от Астаны) напоминает российский путь, то Капчагай примечателен тем, что находится на расстоянии 80 км от города Алматы, который до 2007 года по праву можно было назвать игорной столицей Казахстана. Из 150 казино, действующих в Казахстане до этого периода, 52 казино были именно в Алматы.

Уместно сделать  акцент на факте, что в той или иной мере Капчагай состоялся в качестве казахского «Каз-Вегаса», хотя путь его развития сложен. Если судить по данным Налогового комитета Республики  Казахстан, то в 2008 году поступления в казну с игорного бизнеса достигли критического минимума, составив сумму в эквиваленте 430 тыс. долларов (в 2006 г – до принятия закона – поступления составили 13 млн. долларов). Начиная с 2009 года ситуация улучшается (поступления увеличиваются до 7.8 млн. долларов)  и в последующие годы, после открытия новых заведений, поступления с игорного бизнеса достигают 25 млн. долларов в год.

«Каз-Вегас» стал в своё время достаточно привлекательным для инвесторов. Высокий уровень конкуренции в условиях отсутствия возможности расширить радиус привлечения гостя в период кризиса в 2014 году привёл к сокращению действующих  игорных объектов в Капчагае. Но, несмотря на общепризнанную стагнацию, в работе постоянно находится не менее 10 объектов. Говоря о расширении радиуса привлечения гостя, необходимо сказать, что комплексного подхода в поддержку развития джанкет-туризма в стране  не случилось и надежды на привлечение игроков из Китая в Капчагай, находящийся в 640 км от китайской границы, пока не осуществились. Одной из основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие инфраструктуры для размещения и времяпровождения иностранных  туристов. Работы по реализации заявленных правительством планов по решению данного вопроса практически не ведутся. Кроме того, согласно казахскому таможенному законодательству иностранцы могут вывозить из Казахстана только такое количество денег, какое они ввезли. Это создаёт по умолчанию трудности в привлечении джанкет-игроков.

Лицензия на открытие  казино, зала игровых автоматов  в Казахстане стоит около 25.000 долларов. В параллель с  последними вариантами законопроектов в Украине важно сделать акцент на присутствии в законе Казахстана понятия страхового банковского вклада. «Обязательные резервы, которые размещены на банковском счёте и могут быть использованы исключительно с целью исполнения обязательств организатора игорного бизнеса относительно выплаты выигрыша участникам азартных игр или пари, и лишь при условии недостаточности денег на счетах и в кассе организатора игорного бизнеса».  Сумма вклада на 2016-2018 годы определена в долларовом эквиваленте около 368 тыс.

Для справки:

Страховые суммы под гарантию выплаты призов игрокам в наземных казино имеют свою формулу математического прогнозирования и зависят от политики ставок в казино, условий и видов игр, масштабности игровых сессий и т.д.

Игровые сессии и ставки в среднестатистическом казино Капчагая по данным экспертных оценок на 2015 год на несколько порядков масштабней потенциальных игровых сессий и ставок в среднестатистическом казино в Украине.

Политика регулирования  и мониторинга игорного бизнеса в Беларуси.

Правительство Беларуси реагирует на закон 2006 года в России о выносе игорного бизнеса в игорные зоны, в результате которого в 2009 году закрылись все казино Москвы. Первоначально было задумано открытие большого игорно- развлекательного центра в районе  Национального аэропорта Минск. Позже данное направление было сочтено неперспективным с учетом отсутствия потенциального инвестора. Эксперты сделали заключение, что вложение крупномасштабных инвестиций в его строительство, (по оценкам экспертов, на строительство подобного центра потребовалось бы  инвестиций не менее 1 млрд. долларов и не менее 7–10 лет),  невозможно окупить в связи «с ярко выраженной сезонностью климата, низкой плотностью населения страны, отсутствием огромного потока туристов и инфраструктуры для их приема». В то же время удачная логистика  (авиаперелёт в 1.2 часа из Москвы в Минск), свободная таможенная и безвизовая политика всё это в совокупности с приемлемыми условиями «захода» на рынок привлекло инвесторов и операторов в расчёте на привлечение гостей из соседнего государства. На 1 июля 2010 г. на территории республики осуществляли деятельность 29 казино, 330 залов игровых автоматов (с общим количеством игровых автоматов – 9579). Количество игрового оборудования по сравнению с 1 января 2006 г. увеличилось в 5,5 раза.

Путь развития  игорного бизнеса в Беларуси примечателен тем, что основное внимание правительство уделяет регулированию и мониторингу бизнеса. Привлекая к разработке законов в качестве экспертов  профессиональных участников рынка и непосредственно Ассоциацию развития игорного бизнеса Беларуси,  учитывая тенденции реалий, принимаются точечные решения с целью мониторинга и регулирования. После указа президента в 2011 году внедряется ряд нововведений:

игорный бизнес переподчиняется Министерству Налогов и Сборов;

создаётся и внедряется Специальная Компьютерная Кассовая Система;

утверждаются технические нормативные правовые акты, определяющие технические требования к игровым автоматам и экспертизе их программного обеспечения для включения в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь;  

Создаётся Мониторинговый центр;

Вводятся централизованные списки «отказников» и другое.

Опыт Беларуси в регулировании игорного бизнеса настолько примечателен, что достоин особого внимания в отдельных статьях.

Для справки:

В Беларуси стоимость выдачи специального разрешения (лицензии) для всех видов игорного бизнеса одинаковая — 500 базовых величин, что с 1 января 2017 года, согласно бюджетному законодательству республики, составило 11.500 бел. рублей  (около $ 6200). Лицензия выдаётся на 5 лет.

В приведённых ниже цыфрах наглядно отображено, как изменялась цифра сборов по налогам после введения активных инструментов регулирования и мониторинга бизнеса. Учитывая тот факт, что после кризиса 2014 года в условиях высокой конкуренции рынка количество объектов сократилось.

 

Налог на игорный бизнес (данные МНС РБ):

2007 год - 28,5 млрд.бел.рублей

2008 год - 43,9 млрд.бел.рублей

2009 год - 61,9 млрд.бел.рублей

2010 год - 70,0 млрд.бел.рублей

2011 год - 108,2 млрд.бел.рублей

2012 год - 238,0 млрд.бел.рублей

2013 год - 330,3 млрд.бел.рублей

2014 год - 411,5 млрд.бел.рублей

2015 год - 424,0 млрд.бел.рублей

В рейтинге годового валового дохода среднестатистического казино в списке упомянутых в статье стран Украина занимает последнее место, конкурируя только с Беларусью.

По данным на 2015 год годовой чистый доход потенциального среднестатистического казино в Украине превышает показатели годового чистого дохода среднестатистического казино в Беларуси с учётом более низкой цифры годового бюджета затрат. В случае значительного повышения суммы затрат на содержания казино в Украине эта статистика изменится в сторону значительного увеличения сроков окупаемости потенциальных проектов казино. Этот факт нельзя не  учитывать в контексте обсуждения инвестиционной привлекательности рынка.

Эти пути развития закономерно стали производными от определённых условий, прописанных в законах государств об игорном бизнесе.  Данный опыт в контексте обсуждения последних законопроектов в Украине может быть полезным. Очевидная цель закона -  вывод из тени игорного бизнеса. Но кроме этой функции  легализация может стать успешным инструментом в привлечении инвестиций, развитии туризма,  развитии инфраструктуры, предоставлении новых рабочих мест и получении доходов от налогов в государственный бюджет.

 

 

 

 

16.05.2017