+38 (067) 578 3477
+38 (068) 644 0387

ЗАПРЕТ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В УКРАИНЕ НЕ ДЕЙСТВУЕТ - ПРЕЗИДЕНТ УАИИ

Тема вокруг легализации игорного бизнеса в Украине активно обсуждается последние пять лет. В интервью радио «Голос столицы» президент Украинской Ассоциации Игровой Индустрии Ирина Сергиенко разъяснила основные причины, почему эта отрасль экономики до сих пор остается нереугулированной, а также привела примеры эффективных механизмов контроля за легальными операторами в других странах.

Голос Столицы: http://gs.fm/video/20170227/3287362.html

Эффективен ли запрет на игорный бизнес

8 лет запрета показали, что наложение вето на игорный бизнес, не является эффективным. Игорный бизнес, как существовал, так и продолжает существовать. Более того, имеет место тенденция его развития. Если оценить, что происходило в прошлом году, то видим, что снова в режиме абсолютно открытого доступа, для граждан, заработали залы игровых автоматов под видом интернет-клубов. На рынок также вышли несколько новых букмекерских компаний. Это свидетельствует, что рынок живет своей жизнью, продолжает развиваться, независимо от искусственных запретов. И это заставляет задать вопрос: эффективен ли запрет?

Спрос порождает предложение

Есть определенные законы развития экономики – их никто не отменял. Спрос порождает предложение. Мировая тенденция развития игорного бизнеса свидетельствует о том, что спрос на услуги игровой индустрии растет. Это касается азартных и не азартных игр. В этой ситуации «голодного» игрока удовлетворяют либо нелегалы, либо иностранные операторы, которые работают сейчас в Интернете – любой игрок может зайти и поиграть и в онлайн-казино, и сделать ставку в букмекерской конторе, и что-то типа игровых автоматов.

Прибыль с украинского игрока генерируют другие страны

На сегодняшний день прибыль с украинского рынка генерируют, как нелегалы, так и операторы из России и других стран СНГ, и немного в меньшей степени европейские. Эти операторы, скорее всего, платят налог, но в бюджеты других стран. То есть, ситуация такова, что деньги нашего игрока уходят из страны – в Россию, оффшоры, и налоги, если и генерируются, то бюджетами других стран. В это же самое время государство Украина не получает ни копейки поступлений в государственный бюджет от игры наших же граждан. В то же самое время, местный игорный бизнес в Украине кормит коррупционную систему, вместо того, чтобы давать доходы в бюджет, создавать официальные рабочие места. Кстати, Украина чуть ли не единственная страна постсоветского пространства, где азартные игры полностью запрещены. Практически во всех странах Европы игорный бизнес легальный и является бюджетообразующей отраслью экономики.

О лотереях

Лотерея – это отдельный разговор. Пять лет назад лотерея была выведена из под действия моратория. 5 июля 2012 года был принят Закон Украины № 5084-VI "О государственных лотереях в Украине", который их легализировал. Если внимательно изучить содержание этого закона, то, по сути, были узаконены также игровые автоматы, просто они получили другое название – «моментальная лотерея», и букмекерские пари, которые переименовались в «спортивную лотерею».

Кроме того, закон № 5084-VI создал искусственную монополию на рынке, которая хоть и называется "государственной", но на самом деле, таковой не является, поскольку ни одного процента в уставном фонде операторов лотерей не принадлежит государству. Они работают в таком же режиме, как другие предприятия частного сектора экономики.

Таким образом, имеет место подмена понятий. Для народа декларируется, что у нас государственная лотерея, и людям кажется, что все в порядке, потому что слово «государственное» вызывает доверие. И поэтому у игрока не возникает вопроса: кому принадлежит эта лотерея. А она принадлежит частным инвесторам, в основном, не украинского происхождения.

Второй аспект – под названием «лотерея» легализированы другие виды деятельности. Стоит отметить, что ни один оператор не имеет действующей лицензии, соответственно, лотерейные операторы условно являются легальными.

Плюсы и минусы легализации

О минусах мне неизвестно. Хотя, безусловно, коррупционная система, в итоге не досчитается существенных доходов. Большинство людей, выступающих против легализации игорного бизнеса, на самом деле, теоретики и не владеют информацией о реальном положении вещей в нашей стране. Те, кто играли, продолжают играть. Ничего не изменилось в этом плане. Бизнес работает в режиме открытых дверей, игра доступна, несмотря на введение запрета. В больших городах, повсеместно располагаются заведения, в которых люди могут спокойно играть в игровые автоматы, делать ставки на спорт и прочее, даже не предоставляя никаких документов? подтверждающих личность. Потенциально среди таких игроков, могут быть и несовершеннолетние.

Иностранные инвесторы, приезжающие в Украину, и которых мы знакомим с рынком, очень удивляются. Им непонятно, почему нельзя законодательно урегулировать ту деятельность, которая реально существует и могла бы приносить значительный доход в экономику страны.

Что касается мнения, что игровая индустрия – это удобный способ «отмывать» деньги, на самом деле, все с точностью до наоборот. Украина взяла на себя обязательства перед европейским сообществом урегулировать рынок азартных игр. И требование это вполне резонно, так как урегулированный игорный бизнес – это контролируемый бизнес. Очень удобно отмывать деньги, когда ты существуешь лишь де-факто, а де-юре тебя нет. Если ты под жестким контролем государственной системы, то это делать значительно сложнее.

Контроль над операторами

Мировой опыт показывает, что уже есть эффективные механизмы контроля за легальными операторами. Например, Беларусь справилась с этой задачей. Буквально за один год была внедрена система СККС и все операторы в том числе, и в онлайн сегменте, подключены к централизованному серверу. Каждая ставка, и каждая выплата, контролируются. Это обстоятельство дисциплинирует операторов, и, в то же время, гарантирует игроку надлежащее выплаты, которые берет на себя оператор.

 Детальнее о системе мониторинга СККС в Беларуси читайте на нашем сайте: http://ugia.com.ua/analytics/79-spetcialnaya_kompyuternaya_kassovaya_sistema_v__respublike_belarus 

Кроме того, в большинстве стран мира внедрена эффективная система аудита деятельности игорных операторов. И объектом такого аудита являются не только финансово-экономические аспекты бизнеса, но и аудит программного обеспечения и программного оборудования. Есть 2 компании - мировых лидера, проводящие компетентно аудит на предмет корректного функционирования. Так, в большинстве стран мира, каждый год операторы периодически обязаны проходить такую проверку и получать подверждение, что их ПО и оборудование работает в соответствии с требованием законодательства. Это компании GLI и BMM, которые готовы поделиться своим опытом и с Украиной.

Детальнее о сотрудничестве Gaming Laboratories International (компания "GLI") и Украинской Ассоциации Игровой Индустрии (УАИИ) читайте на нашем сайте: http://ugia.com.ua/events/70-gaming_laboratories_international_pomojet_vnedrit_vysokie_standarty_igrovoyi_industrii_v_ukraine

Таким образом, утверждения о том, что игорный бизнес невозможно контролировать - это миф. Реальные механизмы контроля существуют и могут быть внедрены в Украине. Нужна лишь политическая воля на это.

Игорные операторы являются стабильными крупными налогоплательщиками по всему миру, поскольку обьектом налогообложения является игровая прибыль, которая рассчитывается без учета расходов операторов. Соответственно, если ставок сделано, скажем, на 100 тысяч, а возвращено игрокам 95 тысяч, то в независимости от того, сколько оператор потратил на зарплаты своим сотрудникам, аренду и прочее, он с 5 тысяч должен заплатить налоги. Это мировой опыт.

Игровая зависимость

По поводу игромании. Есть исследование британских ученых, согласно которым наибольший процент игроманов – это игроки в игровые автоматы (не больше 30 % от играющих людей). Если говорить о казино и ставках на спорт, то количество людей, у которых в той или иной степени возникает зависимость от игры, не превышает 1-3% от общего количества играющих.

Некоторые американские ученые вообще считают, что самой опасной с точки зрения зависимости, является игра в лотерею. Поскольку люди думают, что вложив совсем незначительную сумму, они могут выиграть большие деньги. Количество играющих в лотереи на данный момент очень большое.

Виды игорного бизнеса для легализации

Мое мнение: нужно легализировать все виды игорного бизнеса, но урегулировать каждый вид деятельности с учетом специфики каждого направления – рентабельности, уровня социальных рисков и т.д. Но, для этого, в первую очередь, на законодательном уровне, необходимо четко разграничить виды игровой деятельности: казино, букмекерские пари, покер, бинго и другие, и установить разумные правила игры для каждого вида деятельности.

Наиболее спорным, по моему мнению, является вопрос легализации игровых автоматов. Но, нужно понимать, что если мы не легализируем их – они все равно никуда не денутся, поскольку есть спрос. Поэтому, исходя из принципа целесообразности, безусловно, этот вид игорного бизнеса также должен быть выведен из тени и урегулирован.

Идеи и инициативы

Идея создания игорных зон в Украине могла бы быть успешной лет 100 назад. А реалии таковы, что игра уверенно перемещается в интернет. И оптимальный вариант игры для современного игрока – это возможность играть на гаджетах. Поэтому, людям нет смысла ехать куда–то, если в Интернете игра доступна без ограничений. Удобнее все делать не выходя из дома. Это неудачная идея, на мой взгляд.

С инициативой проблем нет. В течение последних трех лет Правительство выступает с инициативой легализации игорного бизнеса в Украине, в той или иной форме. Есть десятки законопроектов, инициаторами которых являются отдельные народные избранники. Есть почва для принятия этого решения. Однако, такие инициативы в стенах Верховной Рады становятся предметом политических спекуляций и торга.

Здоровые инициативы двигаются очень медленно, но тем не менее, по моему мнению, понимание того, что это нужно делать у большинства представителей власти есть. Вторая причина отсутствия легализации - лотерейные операторы пытаются сохранить монополию.

Детальнее о планах Украинской Ассоциации Игровой Индустрии в направлении легализации читайте на нашем сайте:

http://ugia.com.ua/news/78-legalizatciya_igornogo_biznesa_v_ukraine__vse_za_i_protiv

29.03.2017